АКТУАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ | Подмена / замена творчества

Подмена / замена творчества


«Вся деятельность есть деятельность творческая, если ее производит мыслящий ум, и никакая деятельность не может быть творческой, если ею занимается глупец, в равнодушном оцепенении повторяющий одни и те же действия, которым его научили другие».

Цитируется по изданию: Айн Рэнд. Атлант расправил плечи. В трех книгах— СПб.: Культ-информ-пресс, 1997. — Перевод Д.В. Кострыгина. 

Подмена / замена творчества Г.С. Батищеву 
«Активность» без какого-либо продуманного смысла, а просто как ходкий эпитет, похвальный безотносительно к основаниям для похвал или легко употребимый благодаря эффекту лингвистической инфляции. 

Иногда соединяется с другим в двойной эпитет, например: «творческая активность», и тогда звучит скорее как междометие. 

В отличие от непритязательных понятий, из которых каждое, будучи на своём месте, что-то фиксирует, прочёрчивает какие-то границы и тем самым что-то одно утверждает, а другое отрицает, этот эпитет не знает границ.  Он приносит не упорядочение, а хаотизацию. 

Так подменяется: 

- энергичная дееспособность - шумной суетливостью; 

- надёжная исполнительность - слепой напористостью; 

- усиленная старательность - усердием не по разуму; 

- плодовитая результативность - подменой целей средствами; 

- зоркая сосредоточенность - тупым фанатизмом; 

- находчивая смекалка - пронырливым ловкачеством; 

- терпеливая настойчивость - нетерпеливой агрессивностью; 

- заботливая участливость - бесцеремонностью; 

- осмотрительная инициативность - авантюризмом и легковерной увлекаемостью; 

- деятельное служение ценностям и высоким принципам - обращением ценностей и принципов в нечто служебное, в удобное пособие и средство.

Отсюда понятно, что такая «активность» предпочтительна в наименее «творческом» её варианте. Однако этот карикатурный феномен по-своему поучителен тем, что указывает на внутренюю связь между понятием и практикой гипертрофированной объектно-вещной активности, с одной стороны, и перевёртыванием принципиальности: не человек служит чему-то высокому, а наоборот, высокую символику или ритуальные признаки ставит себе на службу». 
Батищев Г.С., Введение в диалектику творчества, СПб, «Русский Христианский гуманитарный институт», 1997 г., с. 163-164.

Всегда рады Вас слышать


Свяжитесь с нами, если вам нужна помощь, хотите поделиться идеей или просто сказать привет.