Типовые психологические защиты по Анне Фрейд

Анна Фрейд обозначила 10 защитных механизмов, описанных её отцом. Здесь мы обсудим  пять из первоначально выделенных механизмов, которые обыкновенно используются и существование которых сегодня общепризнано: вытеснение, регрессия, проекция, формирование реакции и сублимация.

Не забывайте, что первейшая функция защитных механизмов заключается в изменении реальности таким образом, чтобы спасти от беспокойства». 
Роджер Хок, 40 исследований, которые потрясли психологию, СПб, «Прайм-Еврознак», 2006 г., с. 379 и 382.

В настоящее время известны многочисленные списки механизмов психологической защиты, предложенные различными авторами и насчитывающие до нескольких десятков пунктов. Изначально механизмы психологической защиты рассматривались в рамках психотерапии, но можно утверждать, что они проявляются и при решении творческих задач.

Вытеснение

Вытеснение – психологическая защита по Зигмунду и Анне Фрейдам «Один из видов «психологической защиты», представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания и переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая, однако, оказывать влияние на поведение индивида и переживаясь им в форме тревоги, страха и т. п.»
Платонов Ю.П., Основы социальной психологии, СПб, «Речь», 2004 г., с. 548.

ПРИМЕР: Интересный прием борьбы с эффектом вытеснения в научной деятельности: «Зигмунд Фрейд называл один из секретов открытости ума Дарвина «дарвиновским золотым правилом». Вот что он писал: «Бесспорным является тот факт, что неприятные впечатления легко забываются… Великий Дарвин был так этим впечатлен, что завел себе «золотое правило» — с особым вниманием записывать те наблюдения, которые противоречат его теории, поскольку был убеждён, что именно эту информацию он забудет быстрее всего». Другими словами, Дарвин заставлял себя уделять особое внимание запоминанию и размышлению над наблюдениями и сведениями, которые его эмоции отвергали. Такой волевой подход к преодолению предрассудков и стереотипов является одним из отличительных признаков гениальности и независимости мышления.

Регрессия

Регрессия — это защита от беспокойства, которую использует наше ЭГО, возвращая личность к поведению, свойственному более ранней стадии развития, когда не было серьёзных обязательств и вообще всё было гораздо легче и спокойнее.

Часто, когда в семье рождается второй ребёнок, у старшего брата (или сестры) наблюдается регресс в поведении — он начинает говорить, как маленький, просит бутылочку с молоком, и порой даже его простынки оказываются мокрыми.

Взрослые тоже могут использовать регрессию. Возьмём, например, человека, переживающего кризис среднего возраста, — он боится старости и смерти. Чтобы уйти от тревожности, связанной с этими бессознательными страхами, человек в своем поведении может регрессировать до подростковой стадии: он ведёт себя безответственно, раскатывает туда-сюда в молодёжной спортивной машине, старается встречаться с более молодыми женщинами и даже ест пищу, которую обычно обожают подростки. Можно привести и другой пример регрессии — вспомним таких взрослых женатых мужчин, которые, если у них в семье что-то не ладится, сразу же бегут домой к маме.

В области творчества регрессия сплошь и рядом проявляется путём попыток  замены решения «настоящей» сложной задачи на решение более лёгкой и доступной – см.:  Отсутствие выводов, следствий из научной разработки…

Проекция

Проекция – механизм психологической защиты, заключающийся в часто неосознанном перенесении, приписывании человеком собственных переживаний другим людям… Зигмунд Фрейд считал, что мифологическое и религиозное мировосприятие, по крайней мере, отчасти, «…представляет собой не что иное, как проецированную во внешний мир психологию».

«Подобный пример приводит Анна Фрейд; речь идёт об одном муже, который испытывает бессознательные импульсы изменить своей жене […] Возможно, он сам вообще не подозревает об этих своих желаниях, но они потихоньку «вылезают» из его ИД и создают ощущение тревоги. Чтобы смирить своё беспокойство, мужчина проецирует собственные желания на жену, он становится ужасно ревнивым и обвиняет жену в неверности, даже если нет ни малейших подтверждений его подозрений. В качестве другого примера можно привести женщину, которая боится стареть и начинает всем говорить, как плохо выглядят и как постарели её друзья и знакомые. Люди, о которых идёт речь, не изображают что-то и не лгут, они искренне верят в свои проекции. Будь это не так, они не получили бы защиту от своей тревоги

Реактивное образование

Реактивное образование – психологическая защита по Зигмунду и Анне Фрейдам.
В некоторых переводах используются термины: «формирование реакции» и «обратное чувство»: «Когда человек ощущает неприемлемые, неосознанные импульсы чего-то злого, то беспокойства, связанного с ними, можно избежать, если вести себя не так, как это нужно для выполнения настоящих требований ИД, а противоположным образом. Анна Фрейд указывала, что это поведение обычно выглядит слишком сложным или даже гротескным […] В качестве примера приведём мужа, который неосознанно желает других женщин. Если для того, чтобы снять своё беспокойство, он начинает использовать не проекцию, а формирование реакции, он ведёт себя с женой преувеличенно внимательно и преданно, засыпает её подарками и заверениями в вечной любви

Сублимация

Сублимация — механизм психологической защиты, связанный с тем, что при её реализации энергия сексуального влечения личности преобразовывается в социально-приемлемые формы активности (например, в творчество).

Зигмунд Фрейд считал, что всё, что мы называем «цивилизацией», возникло, возможно, благодаря механизму сублимации…

«Психоаналитики считают, что большинство выдающихся произведений искусства являются результатом сублимации энергии от фрустрации, связанной с неудачами в личной жизни (чаще всего отвергнутой или потерянной любовью, неудовлетворенным половым инстинктом и т.п.). Сам Фрейд в качестве примера приводит Леонардо да Винчи, великого живописца, учёного и инженера. Он создал практически невозможное для одного человека, во всём, за что бы он ни брался, достигал совершенства. В то же время у него отмечено полное отсутствие интереса к сексу. Леонардо даже говорил, что, если бы мы смогли взглянуть отрешенным взглядом со стороны, мы бы увидели, насколько всё это выглядит безобразно. […] Зигмунд Фрейд считает, что Леонардо стал выдающимся именно потому, что у него была полная сублимация сексуальной энергии, даже без внутренней борьбы. Кстати, этим Фрейд оправдывал аналогичную собственную позицию и считал свою поразительную работоспособность тоже результатом сознательной полной сублимации половой энергии уже в сорокалетнем возрасте. Будучи атеистом, он в этом вопросе разделял иудейскую мораль о том, что секс «приличен» только с целью деторождения.

Биографический психоанализ» показывает, что большинство выдающихся произведений были созданы в период, когда у их авторов была либо утрата любви, либо какое-то разочарование, либо невозможность встретиться с объектом любви. Энергия находила выход в творчестве. В произведениях фантазия дорисовывает то, чего не хватает в реальной жизни. Психоаналитики любят приводить пример с болдинской осенью Пушкина, когда он рвался к свадьбе с Натали, но был задержан карантином в Болдине, где за короткое время создал огромное количество потрясающих произведений — «Повести Белкина», часть «Евгения Онегина», часть «Бориса Годунова», много известных стихотворений. Хотя здесь может быть и более прозаическая причина. Пушкин был настолько азартный игрок, что писал: «Если бы мне пришлось выбирать, не играть или не жить, я бы предпочел не жить» или «Есть только одна истинная страсть — это игра». Он играл очень много и азартно, проигрывал сумасшедшие деньги. Его издатель Плетнёв давал Пушкину вперёд деньги, и поэт должен был ему невероятные суммы. А в Болдине Пушкина никто и ничто не отвлекало — не было ни женщин, ни игорного дома, и он показал чудеса творческой продуктивности. Однако элемент сублимации нереализованного любовного стремления здесь, несомненно, тоже имел место.

ПРИМЕР.
«Известный английский кинорежиссёр Альфред Хичкок писал, что для него единственный способ избавиться от своих страхов — снять о них фильм. Г. Гессе сравнивал функцию художественного творчества с функцией исповеди. В процессе создания произведения энергия, которая тратилась ранее на сокрытие травмирующего чувства, может быть направлена на продуктивные цели.»

Литература:

http://vikent.ru/enc/1152/

Майкл Гелб, Откройте в себе гения, Минск, «Попурри», 2003 г., с. 330. Источник: http://vikent.ru/enc/1153/

Роджер Хок, 40 исследований, которые потрясли психологию, СПб, «Прайм-Еврознак», 2006 г., с. 383-384.

http://vikent.ru/enc/1155/

Роджер Хок, 40 исследований, которые потрясли психологию, СПб, «Прайм-Еврознак», 2006 г., с. 384. Источник: http://vikent.ru/enc/1154/

Роджер Хок, 40 исследований, которые потрясли психологию, СПб, «Прайм-Еврознак», 2006 г., с. 385. Источник: http://vikent.ru/enc/1157/

Романин А.Н., Основы психотерапии, М., «Кнорус», 2006 г., с.174.  

Грановская Р.М., Психология в примерах, СПб, «Речь», 2002 г., с. 154.
Источник: http://vikent.ru/enc/1156/

Оцените статью
АКТУАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Добавить комментарий