АКТУАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ | Рационализм по А.С. Кармину

Рационализм по А.С. Кармину


«Можно отметить следующие основные особенности, отличающие мышление рационалиста: 

- Рационалист считает, что человеческое познание основывается на опыте и разуме. Он стремится решать проблемы, обращаясь к фактам и логике, а не к страстям, эмоциям, инстинкту и т. п. 

- Рационалист придаёт большую ценность научному знанию. Он допускает, что мир (Вселенная, жизнь, общество, человеческая психика) исчерпывающего рационального объяснения не получит, наверное, никогда. Но независимо от того, как устроен мир - рационально или иррационально, - изучать и, тем более, изменять его в целях улучшения жизни людей следует, руководствуясь методами науки  (а не призывами и пророчествами, лишёнными научного обоснования). 

- Рационалист отказывается считать без всякой проверки истинными сведения, полученные неизвестными или необъяснимыми путями. Он полагает, что способы получения и обоснования любых знаний должны быть доступны разумному логическому объяснению. 

- Рационалист считает возможным критическое обсуждение любого вопроса, расположен выслушивать критику и под влиянием её готов пересматривать свои представления. Он признает, что всякий человек как разумное существо, способное выдвигать одни идеи и подвергать сомнению другие, имеет право быть выслушанным. Это предполагает не только терпимость, но и существование общего «языка разума», на котором все люди могут сотрудничать. Обращение к единому для всех «языку разума» создает единство человечества.[…]    

Иррационализм - это антирационалистическая позиция. 

Мышлению иррационалиста свойственны следующие черты: 

- Иррационалист убеждён, что в мире  действуют недоступные человеческому  разумению, непонятные, но могущественные силы, определяющие судьбы людей и вообще всё происходящее. Приобщение к ним если и возможно, то только немногим избранным, наделённым особыми, быть может, даже сверхчеловеческими качествами. 

- Иррационалист полагает, что разум не является высшей познавательной способностью человека. Он утверждает, что у людей есть более мощные познавательные способности, с помощью которых открывается то, до чего разум не в силах добраться. Шедевры человеческого творчества обязаны своим рождением не столько разуму творца, сколько загадочному, необъяснимому дару (мистическому озарению, взаимодействию с высшими силами или «космическими полями», экстрасенсорным способностям и т. п.). 

- Иррационалист скептически, а подчас даже с пренебрежением относится к науке, её достижениям и возможностям. Его интерес в гораздо большей мере привлекают мифологические элементы культуры. Он недоволен тем, что наука либо неспособна исследовать, либо игнорирует «тайны», слухи о которых имеют хождение в массовом сознании («снежный человек», «летающие тарелочки»), а также разного рода оккультные явления (магия, колдовство, парапсихологические феномены и т. д.). 

- Иррационалист считает, что всё действительно важное и значительное в человеческой жизни - выше разума. По его мнению, красота, совесть, любовь, смерть в принципе не поддаются логическому анализу и разумному пониманию и объяснению. Он думает, что человеческая природа такова, что эмоции и таинственные импульсы в ней берут верх над разумом, а потому поведение людей в значительной части иррационально, алогично, непредсказуемо». 

Кармин А.С., Культурология, СПб, «Лань», 2006 г., с. 243-244. Источник: http://vikent.ru/enc/5968/

Научные методы




НОВОСТИ ПОРТАЛА «АКТУАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ»
«Повышение вашей управленческой компетенции. Потому что разбираться в предметах – это знать, как ими управлять и чего от них ждать.»

Всегда рады Вас слышать


Свяжитесь с нами, если вам нужна помощь, хотите поделиться идеей или просто сказать привет.