АКТУАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ | ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПО ХАЧАТУРЯНУ А.А.

ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПО ХАЧАТУРЯНУ А.А.


«Пожалуй ни одна национальная культура, дожившая до наши времени, не имела таких специфических факторов своего развития, как российская, а именно: многовековой процесс собирания земель, рассредоточенных на огромных пространствах; изначально слабые культурные и хозяйственные связи между присоединяемыми к России территориальными общностями; суровый климат, регулярно ставящий перед многими народами России скорее вопрос их простого выживания, а не процветания.

Наличие восточных (в противовес западным) традиций у нах принято подчеркивать и поныне, чаще всего почему-то в негативном контексте. Обычно здесь имеется ввиду традиционный патернализм  российского общества, приведший к привычке ожидания народом "милости от власти" и губящий хозяйственную инициативу и предпринимательство. […] 

В целом же, в основе формирования российского менталитета лежало христианство, порожденное западной цивилизацией и наложенное на дух Востока. В результате подобного "кровосмешения" у россиян сформировался особенный менталитет, определивший соответствующую ему национальную российскую модель экономического и социального поведения. В его основе лежит государственное экономическое мышление, связанное с восточными цивилизациями и несущее такие черты, как строгая иерархичность, сильная зависимость от государства, прочная включенность личных интересов в общественные, и в то же время - традиционное пренебрежение государственным правом и законностью.[…] 

В отличие от православной, протестантская трудовая этика подразумевает экономическое и социальное равенство всех членов своего общества на старет хозяйственного процесса, однако не исключает их последующей имущественной, экономической дифференциации по результатам труда, тем самым стимулирую своих приверженцев к достижению успеха в хозяйственной деятельности. в это смысле можно утверждать, что экономические основы протестантской этики органично соответствуют рыночным отношениям.

Православие же, традиционно проповедующее сдержанное отношение к богатству, рассматривает труд прежде всего как вынужденную необходимость для обеспечения выживания человека, а не как средство улучшения его благополучия, самоутверждения и развития, т.е. находится в противоречии с духом капитализма.  В результате хозяйственная этика и трудовая мораль в русском православии заняли подчиненное место по сравнению с трудом духовным.

Фаталистический характер православной морали ("все в воле Божьей") проявляется в хозяйственном поведении человека. Люди,  считающие, что результаты их деятельности мало зависят от их собственных усилий, выступают не как активные созидатели,  а скорее как пассивные и покорные "высшей воле" созерцатели. Так по утверждению известного российского историка Н. Бердяева, природа русского народа определяется как пассивная и покорная во всех его делах, она всегда ждет своего господина и властелина. […]  В результате и в современной России общественные ценности, связанные с возможностью жить хорошо, но при этом не работать, имеют значительно более высокие ранги, чем в западных странах.[…]

Труд, как источник материального достатка, православной этикой мотивировался слабо. Это связано с преобладанием в структуре православных ценностей поиска смысла жизни, а не материального успеха, даже если он достигнут за счет упорного труда и приносит пользу обществу. 

В России материальные богатства традиционно не считали высшей ценностью. […] Благотворительность была возведена православием в нравственный принцип и тоже была нормой в поведении российского предпринимателя, так как позволяла реализоваться духовности.

Та же благотворительность была мало приемлема в рамках протестантской этики с ее рационально-продуктивными принципами, которым противоречит необоснованная трата денег на тех, кто не в состоянии или не хочет их зарабатывать правовым путем.

Православие утверждает, что спасутся те, у кого собственность отсутствует, т.е. неимущие, а протестантизм опирался на постулат о спасении  тех, кто достиг богатства. Православная вера в богоизбранности нищих в противовес протестантской морали о богоизбранности богатых - вот принципиальное различие соответствующих хозяйственных культур.»

Хачутарян Ашот Ардавасович «Управление человеческими ресурсами в бизнес-организации: Стратегические основы», Издательство ЛКИ, 2010. с. 36-45





НОВОСТИ ПОРТАЛА «АКТУАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ»
«Повышение вашей управленческой компетенции. Потому что разбираться в предметах – это знать, как ими управлять и чего от них ждать.»

Всегда рады Вас слышать


Свяжитесь с нами, если вам нужна помощь, хотите поделиться идеей или просто сказать привет.